Железнодорожная станция Грицевец

Станция относится к Барановичскому отделению Белорусcкой железной дороги и расположена между остановочным пунктом Локомотивное депо и станцией Лесная железнодорожной линии Барановичи-Центральные — Брест-Центральный. Станция названа в честь летчика Грицевца Сергея Ивановича, уроженца Барановичского района, первого в истории Дважды Героя Советского. Об этом свидетельствует памятный знак на здании вокзала. Прежнее название станции Гинцевичи.

Сергей Иванович Грицевец (белор. Сяргей Іванавіч Грыцавец; 6 [19] июля 1909, Боровцы, Минская губерния —16 сентября 1939, Болбасово, Витебская область) — советский лётчик-ас истребительной авиации 1930-х годов, майор (1938). Дважды Герой Советского Союза.

Сергей Грицевец родился 6 (19) июля 1909 года в крестьянской семье в деревне Боровцы (белор. Бараўцы (Баранавіцкі раён)) Ново-Мышской волости Новогрудского уезда Минской губернии, 29 августа 2012 года упразднена деревня Боровцы Новомышского сельсовета Барановичского района Брестской области Республики Беларусь[4], вошла в состав города Барановичи того же района). Белорус. Сергей в детстве потерял мать и двух старших братьев — Василия и Владимира.

В годы Первой мировой войны семья Грицевца перебралась в посёлок Шумиха (ныне город в Курганской области), где прошли его детство и юношеские годы[5]. Отец, Иван Грицевец, устроился работать осмотрщиком вагонов. Здесь же, по окончании железнодорожной школы-семилетки, Сергей работал на железной дороге на станции Шумиха, и отсюда в 1927 году он уехал в город Златоуст (ныне Челябинской области).

В 1927—1931 годах жил в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. Работал слесарем в эфесном цехе на механическом заводе. В 1930 году его как одного из лучших заводских активистов послали на окружные курсы профсоюзной работы, а после возвращения избрали председателем цехкома комсомола школы ФЗУ. В 1931 году был избран секретарём заводского комитета комсомола, заведующим агитационно-пропагандистским сектором, а затем инструктором Златоустовского горкома комсомола; избирался делегатом 1-го съезда ударников[2].

В РККА с 1931 г. По комсомольской путёвке с 1 апреля 1931 года — курсант 3-й военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге , которую он и окончил в 1932 году.

Член ВКП(б) с 1931 года.

С сентября 1932 г. служил младшим лётчиком в 3-й эскадрилье 5-й авиационной бригады Киевского истребительного авиаотряда.

С декабря 1933 г. — командир звена в 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрилье им. Ленина на аэродроме Красногвардейск. В 1934 году эскадрилья переведена в Забайкальский военный округ .

В 1935 г. возглавил рекордный перелёт шести истребителей И-16 по маршруту Бочкарево — Спасск-Дальний с посадкой в Хабаровске, завершив его за 3 часа 10 минут.

В июле 1936 г. был направлен на учёбу в Одесскую школу воздушного боя, а по завершении учёбы оставлен в ней лётчиком-инструктором. Был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа.

С 1938 г. старший лейтенант Грицевец служил лётчиком-инструктором в Кировабадской школе особого назначения, известной как 20-я военная школа лётчиков. Готовил к воздушным боям испанских лётчиков-республиканцев.

Война в Испании, 1936—1939

Неоднократно подавал рапорты с просьбой направить его добровольцем для участия в Гражданской войне в Испании. В итоге рапорт был удовлетворён, в июне 1938 года группа советских летчиков-добровольцев, в которой был Грицевец, прибыла в Гавр на теплоходе «Андрей Жданов». В Испанию они прибыли поездом, через испано-французскую границу.

С 6 июля 1938 года участвовал в боевых действиях. Летал на истребителе И-16. В августе 1938 года назначен командиром 5-й эскадрильи. Последний боевой вылет Грицевца в небе Испании был 5 октября 1938 года. 26 октября 1938 года С. Грицевец покинул Испанию, а вскоре оттуда были отозваны все советские пилоты. В литературе число побед С.И. Грицевца в Испании разнится, указывается вплоть до 30 побед. За выдающиеся подвиги в Испании С.И. Грицевцу присвоено звание Героя Советского Союза 22 февраля 1939 года.

Приказом Наркома обороны СССР от 31 декабря 1938 года старшему лейтенанту С.И. Грицевцу было присвоено внеочередное воинское звание майора .

Конфликт на реке Халхин-Гол, 1939

29 мая 1939 года группа из 48 опытных пилотов под командованием Героя Советского Союза Якова Смушкевича, среди которых был и Грицевец, была откомандирована в Монголию в район боевых действий на реке Халхин-Гол. Основной задачей группы являлось завоевание господства в воздухе, ранее захваченного японской авиацией. Здесь Грицевец совершил 138 боевых вылетов, участвовал в около 30-и воздушных боях против японских самолётов. 26 июня, во время боя под Халхин-Голом, Грицевец посадил свой И-16 недалеко от самолёта своего командира части, майора В. Забалуева, упавшего из-за поломки двигателя глубоко на вражеской территории, на 60 км вглубь линии обороны японцев. Забалуев залез в самолёт Грицевца и был вывезен им. Затем Грицевец командовал отдельной группой новейших истребителей И-153 «Чайка». За всё время воздушных боёв на Халхин-Голе (июнь — август 1939) Грицевец сбил 12 самолётов. За выдающиеся подвиги 29 августа 1939 года майору Грицевцу было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Вместе с Г. П. Кравченко он стал первым из дважды Героев Советского Союза.

12 сентября 1939 года Грицевец и 20 других пилотов были отозваны на Украину для подготовки к Польскому походу РККА, который начался 17 сентября 1939 года.

Гибель

16 сентября 1939 года из Болбасово в Мачулищи вылетели для получения боевого приказа командир 58-й авиационной бригады С. Грицевец на И-15 и помощник командира бригады майор В. Китаев на И-16. Посадка в Мачулищах отмечена в 17 часов 45 минут. Присутствовали на заседании Военного совета округа в Минске. В 19 часов 05 минут Грицевец и командир 21-го истребительного авиаполка этой же бригады майор Пётр Иванович Хара поднялись в воздух и взяли курс на Болбасово. Вскоре их догнал майор В. Китаев. До Борисова ведущим шёл Хара, но когда начало темнеть и видимость резко ухудшилась, вышел вперёд Китаев. Радиосвязи на самолётах не было. Об их вылете в Болбасово из Мачулищей сообщили только в 19 часов 55 минут, когда звено истребителей уже появилось в небе над аэродромом. Видимость была очень плохой — низкая облачность, дымка. Наступила темнота, но по приказу военного инженера 2-го ранга Злобенца посадочные прожекторы оказались сняты и отправлены в тир, где в спешке пристреливались пулемёты самолётов И-153. Ночная разметка аэродрома выполнена под руководством коменданта аэродрома младшего воентехника Косторного с помощью керосиновых фонарей «летучая мышь» и костров. Майор Грицевец сел с ходу, не делая круга над аэродромом. Сел, как и положено, рядом с выложенным горящими фонарями, согласно правилам строго против ветра, посадочным «Т». После приземления он не направил свой самолёт на стоянку, а отрулил на нейтральную полосу, видимо, опасаясь столкновения в темноте с самолётами заходящих на посадку товарищей. Подрулив со стороны нейтральной полосы к посадочному «Т», Грицевец спросил у дежурного по аэродрому лейтенанта Арсентьева: «Самолёты все сели или нет?». В это время на нейтральную полосу начал садиться истребитель майора П. И. Хары. Пытаясь уйти от мчащегося на него И-16, Грицевец дал полный газ, но было уже поздно. Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Майору В. Китаеву удалось сесть на основную полосу без повреждений и поломок. Пётр Иванович Хара (1908—1967 или 1968) снят с должности командира 21-го полка и отдан под суд. Отстаивая свою невиновность в гибели Грицевца, П. Хара отмечал и плохие метеоусловия, и недостаточную видимость в дымке и наступивших сумерках, и роковое отсутствие прожекторов, сделавшее посадочные условия просто экстремальными. В сложившейся обстановке он не увидел посадочное «Т» и принял нейтральную полосу за посадочную, что подтверждается и его приземлением по ветру, а не против, как это и положено. 25 апреля 1940 года Хару назначили на должность инспектора по технике пилотирования и теории полёта сначала 92-го, а затем 87-го истребительного полков. В мае 1946 года подполковник Хара выведен в резерв командующего ВВС[9].

Сергей Иванович Грицевец похоронен не на кладбище, а прямо рядом с аэродромом, в гарнизоне Болбасово Оршанского района Витебской области Белорусской ССР, ныне на территории Болбасовской школы.

Награды

  • Дважды Герой Советского Союза(№ 135, 22 февраля 1939 года и 29 августа 1939 года). Грицевец — единственный дважды Герой, который не получил ни одной медали «Золотая Звезда», поскольку первые вручения недавно утверждённой медали состоялись в начале ноября 1939 года, уже после гибели Героя.
  • Орден Ленина(№ 4271, 22 февраля 1939 года)
  • Орден Красного Знамени(Монгольская Народная Республика, 18 августа 1939 года).

Воинские звания

  • старший лейтенант(январь 1936);
  • майор(31 декабря 1938).

Семья

Сергей Иванович Грицевец был женат. Его супругу звали Галина Евгеньевна Орлова. У них родились две дочери: Лариса (род. 1 марта 1934) и Нина (род. 1939, после смерти отца).

Воздушные победы С. И. Грицевца

Точный подсчёт воздушных побед представляет значительные трудности, особенно в части боевых действий в Испании. Единого порядка учёта боевых побед не существовало.

В его подразделении широко практиковалась запись в «общий котёл» — на счёт эскадрильи, поэтому возможно, что 7 побед — это либо количество сбитых до того момента, когда Грицевец возглавил эскадрилью, либо это бесспорные личные победы, попавшие в «общий котёл».

— * С. Абросов. Воздушная война в Испании. Хроника воздушных сражений 1936—1939 гг. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. — 608 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-25288-6.

В советской литературе преобладала такая оценка: в общей сложности за всё время участия в боевых действиях в Испании и на Халхин-Голе Грицевец сбил около 40 самолётов.

В Испании, по данным С. Абросова, С. И. Грицевец совершил 88 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, сбил 6 вражеских самолётов лично. По данным М. Быкова, совершил также 88 боевых вылетов, провёл 42 воздушных боя, сбил 7 самолётов лично и 24 в группе. Причём в приведённом здесь же списке побед С. И. Грицевца в воздушных боях в Испании указаны 6 личных и 14 групповых побед.

На Халхин-Голе, согласно представлению к званию дважды Героя Советского Союза, «за период с 22 июня по 30 августа 1939 года в небе МНР выполнил 138 успешных боевых вылетов, сбив 12 вражеских самолётов»

(цитируется по М. Ю. Быков. Все Асы Сталина 1936—1953 гг.. — Научно-популярное издание. — М.: ООО «Яуза-пресс», 2014. — С. 794. — 1392 с. — (Элитная энциклопедия ВВС). — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0712-3.). Эти же данные повторены в исследовании В. Кондратьева.  В исследовании М. Быкова указано, что С. И. Грицевец выполнил около 150 боевых вылетов, но в списке побед указаны только 3 личные и 6 групповых побед.

Таким образом, согласно пока наиболее полному исследованию М. Быкова, общее количество воздушных побед выдающегося советского аса С. И. Грицевца в двух войнах составляет 40 побед (10 личных и 30 групповых).

На его исторической родине в Брестской области (Белоруссия) названа железнодорожная станция.

  • Имя С. И. Грицевца носит улица в Новомосковском административном округе Москвы[14].
  • Имя С. И. Грицевца носят улицы в городах Орша, Кривой Рог[15], Курган, Минск, Харьков(ул. Сергея Грицевца и бульвар Сергея Грицевца), Шумиха.
  • Бюст установлен на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков[16].
  • Бюст в городе Шумиха Курганской области[17].
  • Бюст в городе Барановичи Брестской области (Белоруссия), установлен в 1949 году возле входа в городской парк. Скульптор З. И. Азгур.
  • Бюст в посёлке Болбасово Оршанского района Витебской области (Белоруссия) напротив бывшего Дома Офицеров (ныне Дом Культуры).
  • Бюст[be]в городе Минске (Белоруссия), скульптор З. И. Азгур и архитекторы Г. Сысоев и С. Мусинский. В 1955 установлен в парке Янки Купалы, а в 1972 году перенесён в сквер на улице Ленина (между домами № 7 и № 12) при её пересечении с чётной стороной проспекта Независимости.
  • Бюст на территории войсковой части А-4104 в городе Чугуеве Харьковской области (Украина).
  • В городе Златоусте установлена памятная доска на заводе, где работал в 1927—1930 гг.
  • Сухогруз «Сергей Грицевец» («SERGEY GRITSEVETS»), проект 1572, тип «Кишинёв», построен в августе 1973 года, порт приписки Измаил, ЧАО Украинское Дунайское пароходство, списан и утилизирован в 2015 году[18].
  • Его именем называлось ликвидированное (расформированное) в 1999 Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков(ХВВАУЛ) в Рогани.
  • Имя С. И. Грицевца носит Центральный аэроклуб (Минск, Боровая).
  • Имя С. И. Грицевца носит Московский Шереметьевский кадетский корпус
  • В 1952—1994 годах имя Грицевца носила улица в центре Москвы, ныне — Большой Знаменский переулок.
  • Присвоено имя школе в г. Чойбалсане Монголия в 2014 году.
  • В 2019 году на территории школы имени С.И. Грицевца в г. Чойбалсане Монголия был установлен бюст.
  • Фильм «Золотые звезды Грицевца», 1969, Беларусьфильм.
  • В 1969 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Грицевцу.
  • 9 апреля 1979 года, к 70-летию со дня рождения Сергея Ивановича Грицевца, выпущен почтовый художественный маркированный конверт. Художник П. Бендель.
  • По случаю столетия со дня рождения Героя Белпочта ввела в обращение художественный маркированный конверт с оригинальной маркой.
Яндекс.Метрика