Deprecated: Хук elementor/widgets/widgets_registered с версии 3.5.0 считается устаревшим! Используйте elementor/widgets/register. in /var/www/barkultb/data/www/bfc.rcbs-bar.by/wp-includes/functions.php on line 5758

Deprecated: Функция Elementor\Widgets_Manager::register_widget_type с версии 3.5.0 считается устаревшей! Используйте register. in /var/www/barkultb/data/www/bfc.rcbs-bar.by/wp-includes/functions.php on line 5383

Deprecated: Функция Elementor\Widgets_Manager::register_widget_type с версии 3.5.0 считается устаревшей! Используйте register. in /var/www/barkultb/data/www/bfc.rcbs-bar.by/wp-includes/functions.php on line 5383
Память «рельсовой войны» | Базы данных ГУК "Барановичская РЦБС"

Память «рельсовой войны»

А. ПУСТОВИТОВСКИЙ,
научный сотрудник музея.

Недавно фонды Барановичского краеведческого музея пополнились новым предметом – искореженным куском рельсов длиной 49 см. Его передал в музей начальник производственного участка госконзавода – комбината “Мир” Петровский Александр Борисович. История этого экспоната такова.

После освобождения территории Барановичской области от немецко-фашистских захватчиков началось восстановление железнодорожной линии Барановичи – Лунинец, которая сильно пострадала в годы войны. Повсюду валялись куски рельсов, взорванных народными мстителями. Один такой кусок на участке станции Буды в начале августа 1944 г. подобрал и вывез житель д. Перехрестье Ляховичского района, бывший узник Колдычевского концлагеря Петровский Борис Иванович. Рельс использовался в домашнем хозяйстве как наковальня  для правки гвоздей, проволоки и прочих железных изделий. В 1973 году Петровский Б.И. умер, но рельс оставался в хозяйстве. Сын Петровского Александр Борисович брал его с собой при переезде на новое место жительства в д. Дарево, а затем в д. Постаринье, где живет в настоящее время. Случайно узнал о рельсе бывший партизан, житель нашего города Жук Алексей Адамович. Рельс напомнил ему суровые годы Великой Отечественной войны, когда, будучи командиром диверсионной группы отряда “Авангард”, он именно в этих местах, на железнодорожной линии Барановичи – Лунинец не раз участвовал в диверсиях.

– Это память о “рельсовой войне”, – сказал Алексей Адамович, – советую передать его в краеведческий музей.

“Рельсовая война”. Так в годы Великой Отечественной войны назывались одновременные координированные операции советских партизан и подпольщиков по массовым разрушениям рельсов, шпал, мостов, станций и эшелонов на железнодорожных коммуникациях в тылу врага.

Тесно взаимодействуя с частями Красной Армии, оказывая им помощь в осуществлении операции “Багратион”, белорусские партизаны в ходе рельсовых ударов в июне и начале июля 1944 года взорвали более 60 тысяч рельсов. Только с 26 по 29 июня 1944 года партизаны захватили, разгромили и опустили под откос 147 вражеских эшелонов.

Активно действовали партизаны на территории Барановичской области. Так, Первомайской партизанской бригадой только за 25, 26, 27 июня 1944 г. было взорвано 574 рельса. Железная дорога Лида – Барановичи до прихода Красной Армии не работала. В “рельсовой войне” на железнодорожной линии Барановичи – Лунинец принимали участие партизаны Барановичского соединения; 18-й бригады им. М.В. Фрунзе и 19-й бригады им. В.М. Молотова, а также отдельные отряды “Соколы” под командованием Орловского К.П. и “Авангард” под командованием Селянкина А.И. В ночь на 20-е июня 1944 г. железнодорожная линия Барановичи – Лунинец была полностью выведена из строя и не использовалась немецкими войсками при отступлении.

Кусок рельса, подобранный на железнодорожной станции Буда. 50 лет тому назад, займет свое место среди экспонатов музея, рассказывающих о героической борьбе белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков.

 

 

 

Пустовитовский, А. Память «рельсовой войны» / А. Пустовитовский // Наш край. — 1994. — 7 апреля.

Яндекс.Метрика